Date of publication: 23.08.2016 16:18
Date of changing: 23.08.2016 16:18

Проект Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза разрабатывается с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества. Он нацелен в первую очередь на упрощение процедур таможенного администрирования и внедрения передовых информационных решений.
Основные новеллы проекта Таможенного кодекса.
• Закрепление приоритета электронного таможенного декларирования.
1) таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, письменное декларирование осуществляется в исключительных случаях;
2) при декларировании предусмотрена возможность получения необходимых документов из информационных систем государственных органов в электронном виде, без представления документов на бумажном носителе.
В проекте Кодекса установлена возможность автоматического выпуска товаров с использованием информационных систем.
• Установленавозможность подачи предварительной информации в виде электронного документа с использованием Электронной цифровой подписи.
Такая информация будет использоваться в качестве электронных документов для:
1) уведомления о прибытии;
2) при помещении товаров на временное хранение;
3) в качестве транзитной декларации;
4) в качестве декларации на транспортное средство.
Внесены нормы, позволяющие использовать предварительную информацию иными контролирующими органами в пунктах пропуска для ускорения проведения государственного контроля.
• Закрепление возможности заполнения (составления) таможенной декларации таможенным органом без участия брокера
Планируется весь спектр таможенных услуг, включая заполнение таможенной декларации, осуществлять непосредственно таможенными органами.
• Отсрочка (рассрочка) по уплате ввозных таможенных пошлин, налоговпредоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД
до 1 месяца – всем участникам ВЭД с уплатой процентов за предоставленный период отсрочки;
до 6 месяцев – без уплаты процентов в исключительных случаях– при перемещении товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка финансирования из бюджета, поддержка сельскохозяйственной деятельности и др.
• Возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTYFREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран и лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС.
• Относительно временных затрат при таможенной очистке – на сегодняшний день в Таможенной кодексе Таможенного союза срок выпуска товаров составляет 1 рабочий день.
В целях ускорения совершения таможенных операций в проекте нового Кодекса срок выпуска товаров сокращен до 4 часов.
• В рамках программы «План нации – 100 конкретных шагов….» Комитетом госдоходов проводится работа по реализации 40 шага «Введение режима таможенной очистки «Постфактум».
По данной задачей подразумевается предоставление отдельным категориям участников ВЭД выпуска товара до подачи таможенной декларации.
Расширен перечень товаров для следующих категорий:
1) товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны.
2) товаров, по которым предусмотрены инвестиционные преференции;
3) участников ВЭД в статусе Уполномоченного экономического оператора.
• Размер обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенных представителей на сегодняшний день прямо закреплен в ТК ТС, который составляет 1 миллион евро.
Выносится предложение исключить эту норму из проекта Кодекса и сумму этого обеспечения определять решением Совета Комиссии.
• Закрепление норм, предусматривающих снятие с таможенного контроля условно выпущенных товаров. Положениями проекта предусматривается, что в отношении товаров, ввезенных в рамках контрактов на недропользование до 1 июля 2010 года прекращается таможенный контроль. Вследствие чего автоматически признаются такие товары товарами Союза.
• Одним из концептуальных предложений Казахстана является максимальная унификация таможенного транзита.
Такие положения по транзиту, как условия помещения товаров под таможенную процедуру, порядок завершения транзита, обязанности перевозчика и другие нормы были максимально унифицированы в проекте ТК ЕАЭС.
Закреплена норма, устанавливающая, что таможенные органы не могут ограничивать лиц в выборе мест перемещения при открытии транзита.
Кроме того, в положениях по транзиту исключена законодательная возможность таможенных органов требовать документы, подтверждающие происхождение товаров при транзите через территорию РФ в направлении РК.
Также, сокращено время завершения таможенной процедуры транзита с 1 рабочего дня до 4-х часов рабочего времени.
Предусмотрена норма, позволяющая осуществлять перевозку товаров до места временного хранения без помещения под процедуру транзита, если после прибытия товары помещаются на временное хранение, а также при перевозкетоваров между местами хранения.
Увеличен срок временного хранения товаровдо 4-х месяцев, без необходимости продления с 2-х месяцев еще на 2 месяца как заложено в ТК ТС.
• Допускается временное хранение товаровна территории свободных складов и специальных экономических зон, где применяется процедура свободной таможенной зоны.
• Упрощен ввоз товаров в несобранном, разобранном виде, в части представления возможности их декларирования одним кодом ТН ВЭД при завершении таможенной процедуры таможенного склада.
• Установлена возможность завершения процедуры Свободной таможенной зоны при передаче резидентом СЭЗ прав владения, пользования или распоряжения товарами лицу, не являющемуся резидентом (участником) СЭЗ.
• Новая модель развития института Уполномоченных экономических операторов.
УЭО, имеющие свидетельства 1 типа – упрощения связаны с перевозкой товаров, которые применяются на всей территории ЕАЭС;
УЭО, имеющие свидетельства 2 типа – упрощения связаны с таможенным декларированием и хранением товаров, которые применяются только на территории государства-члена, выдавшего такое свидетельство;
УЭО, имеющие свидетельства 3 типа – комплекс упрощений по 1 и 2 типу.
Основные упрощения для УЭО это:
 Совершение таможенных операций в первоочередном порядке
 Непредоставлениеобеспеченияпритранзите
 Выпускдоподачидеклараций
 Проведение таможенного осмотра/досмотра в первоочередном порядке
 Признание пломб таможенными органами
 Неустановление маршрута перевозвки
 Приоритетное участие в пилотных проектах
 Временное хранение на собственных территориях
 Проведение таможенного контроля в собственных сооружениях, помещениях
• Закреплена компетенция национального законодательства по регулированию сегментов таможенного администрирования, которые являются крайне важными для Республики Казахстан, если остановится на основных, то это:
1) установление ответственности за непредставление предварительной информации;
2) введение обязательного предварительного таможенного декларирования;
3) определение таможенной стоимости вывозимых товаров;
4) определение иных мест временного хранения;
5) определение особенностей применения таможенной процедуры транзита при перевозках по территории одного государства;
6) установление перечня иностранных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
7) определение мест, где допускается реализация товаров, помещенных под МБТ, на прибытие;
8) возможность установление дополнительных требований для включение в реестр УЭО.
Все указанные предложения включены в проект Таможенного кодекса и будут применяться с момента вступления в силу нового Кодекса.