Date of publication: 02.09.2015 16:39
Date of changing: 02.09.2015 16:39

ПРЕСС-РЕЛИЗ  «Объявлены результаты удовлетворенности качеством предоставления государственных услуг»

 

Регулярно с 2007 года Ассоциация налогоплательщиков Казахстана на основе социологических опросов проводит мониторинг качества налоговых услуг, который доказал свою эффективность в плане влияния на улучшение госуслуг, поскольку результаты используются Министерством финансов при принятии решений.

В нынешнем, 2015 году, мониторинг был расширен: помимо налоговых, оценивались также таможенные услуги, а также работа службы экономических расследований (СЭР). За восьмилетнее проведение мониторинга дача нелегального вознаграждения в налоговых органах снизилась с 5% в 2008 году до 0,7% в 2015. Доля потребителей электронных услуг в 2015 году достигла по налоговым услугам для бизнеса – 35%, для населения – 24%, по таможенным услугам – 8,4%. Данное исследование показало, что электронный способ оказания услуг снижает коррупцию примерно в 4 раза.

Исследование было проведено во всех регионах Казахстана и включало в себя опрос 13424 респондентов, потребителей налоговых услуг – 6747, таможенных услуг – 5700 человек, а также 977 поставщиков услуг.

В рамках данного исследования была изучена удовлетворенность  потребителей 17 услуг Комитета  государственных доходов РК (КГД), оказываемых как электронным, так и неэлектронным способами. Всего было оценено 8 услуг налоговых органов, 7 услуг таможенных органов и 2 услуги службы экономических расследований (СЭР)

Рейтинг регионов по удовлетворенности потребителей.

В целом по республике  согласно данных исследовательского Центра САНДЖ рейтинги регионов по всем изученным услугам, лидерами по качеству оказанных услуг – это, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области. Самые низкие оценки наблюдаются у получателей госуслуг г. Астаны,  Актюбинской, Жамбылской и Мангистауской областей.

Лидерами в качестве предоставления налоговых услуг являются Павлодарская область, СКО и ЗКО (по 9,8 баллов), таможенных – СКО и Костанайская область, СЭР – те же области.

Самые низкие результаты по услугам налогового направления наблюдаются у г. Астаны и ВКО (7,5 и 7.6 баллов соответственно), таможенного направления – Мангистауской и Алматинской областей (6,4 и 6,6 баллов соответственно), СЭР – Карагандинской (5,4 балла) и Актюбинской (5,9 балла) областей.

По регионам самая низкая удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем по 10-балльной шкале – по г. Астана, Восточно-Казахстанской, Мангистауской (7,5-7,8 баллов по 10-балльной шкале), услугами таможенных органов – Мангистауская, Алматинская и г. Астана (6,4-6,9 балла), услугами СЭР – Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Жамбылская и Атырауская области и г.Астана(5,9-6,9 балла).

Услуга «таможенный контроль на границе» была оценена на шестнадцати таможенных постах, из которых высшие оценки по удовлетворенности получили Калжат, Капланбек (9 баллов из 10), Майкапчагай, Сарыагаш и Жибек жолы (8,2-8,8 балла). В нижней трети списка находятся Сыпатай батыр, Карасу и Кордай (3,1-7,1 балла). 

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для повышения удовлетворенности услугами наиболее действенным является формирование у сотрудников органов государственных доходов  мотивации действовать в интересах налогоплательщиков, помогая им выполнять свои налоговые обязательства перед обществом. Кроме того, для повышения эффективности работы органов необходимо улучшить разъяснительную работу, качество предоставляемой информации, а также увеличить скорость серверов и компьютеров как за счет технических, так и управленческих решений.

Независимость оценки, поскольку мониторинг проводится внешней незаинтересованной и профессиональной организацией, что обеспечивает защиту от желания госорганов «подкорректировать» цифры. А также последующее публичное обсуждение результатов, которое является основным инструментом подотчетности, когда результат работы государственных органов обсуждается самими потребителями – предпринимателями, населением, гражданским сектором, и такая публичность является эффективным стимулом для госорганов улучшить работу. 

За 1 полугодие 2015г. органами государственных доходов Павлодарской  области в электронном виде оказано более чем 277,5 тысяч гос. услуг,   что составляет  порядка 75% от общего количества обращений. Используются 8 информационных систем (СОНО, «Кабинет налогоплательщика», ИС «Акциз», ИС «УКМ» и т.д.), 12видов услуг на альтернативной основе доступны через портал «Центры обслуживания населения », такие как: регистрация ИП, выдача патента, выдача справок об отсутствии налоговой задолженности, приостановление (продление) налоговой отчетности, разъяснение налогового законодательства.