Date of publication: 12.07.2018 13:42
Date of changing: 12.07.2018 13:42

Статьей 39 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах», утверждена норма, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели или юридические лица при осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, обязаны обеспечить установку в местах своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек.

Так, предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие, в соответствии с налоговым законодательством, специальный налоговый режим и осуществляющие деятельность в столице, городах республиканского и областного значения, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение такого оборудования (устройства), а также принимать платежи с использованием платежных карточек.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года № 604 определены виды деятельности, по которым налогоплательщики обязаны применять РОS-терминалы. Утвержден перечень, предусматривающий 14 видов деятельности, при осуществлении которых на территории Республики Казахстан индивидуальные предприниматели или юридические лица обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек.

По видам деятельности:

- оптовая и розничная торговля;

- оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание;

- предоставление услуг гостиницами;

- предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков;

- продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт;

- предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов;

- деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов);

- деятельность в области страхования, здравоохранения, образования;

- деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов;

- деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек;

- деятельность по организации азартных игр и заключения пари, услуги по боулингу (кегельбану) и бильярду.

При этом вышеуказанное требование не распространяется на  индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства, деятельности, осуществляемой через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.

Согласно пункту 14 статьи 142 Налогового кодекса на налоговые органы возложена обязанность по проведению налоговых проверок по вопросу наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.

В соответствии со статьей 195 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, влечет предупреждение. В случае повторного привлечения в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрен штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока месячных расчетных показателей (МРП), на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере восьмидесяти МРП.

Устанавливается такое оборудование на основании договора с обслуживающим банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Регистрация данного оборудования  в налоговых органах не производится. Данными сведениями владеют только банки второго уровня.

Со стороны налоговых органов проводится массово-разъяснительная работа по  вопросу применения платежных банковских терминалов с налогоплательщиками, но установка данных терминалов не входит в  компетенцию налоговых органов. Данное оборудование устанавливается банками второго уровня.