Дата публикации: 14.03.2019 11:34
Дата изменения: 14.03.2019 11:36

Мировая практика доказывает, что применение всеобщего декларирования способствует расширению налоговой базы и росту поступлений в государственный бюджет. Это позволяет государству больше инвестировать в развитие страны и решение социальных проектов.

В международной практике всеобщее декларирование является не только фискальным инструментом, но и позволяет определять социально уязвимые слои населения и взвешенно выстраивать политику государственной поддержки.

Кроме анализа международного опыта, в ходе подготовки к внедрению всеобщего декларирования проведен пилот по сдаче деклараций физическими лицами в Осакаровском районе Карагандинской области.

Для проведения пилота определены 3 сельских округа с различной степенью отдаленности (с/о Жансары, с/о Есиль, с/о Озерное). В ходе пилота отрабатывались элементы предварительного заполнения.

Принято 2 153 деклараций, из них имеются расхождения со сведениями уполномоченных органов у 114 (5,4%) налогоплательщиков, а также проведено анкетирование у 1725 физических лиц, в результате которого установлено, что:

- 78,1% населения предпочли бы представить налоговые отчетности в электронном виде либо через мобильное приложение, остальная часть на бумажном носителе.

В случае возникновения проблемных вопросов по заполнению налоговой декларации:

- 39,6% предпочли бы обратиться в ЦОН;

- 32% в управления государственных доходов;

- 20,9% в контакт центр «1414».

По результатам проведенного пилота, а также с учетом международного опыта Комитетом государственных доходов проведена следующая работа.

Первое. Оптимизирована форма декларации и сокращен объем с 15-ти до 2-х листов.

Второе. На портале «Электронного правительства» (Е-gov.kz) в тестовом режиме реализован сервис заполнения электронной формы декларации. Сервис позволяет с помощью ЭЦП получить предварительно заполненные в декларации сведения из государственных баз данных. Данный функционал является тестовым и никаких налоговых последствий по доначислению налогов и привлечению к ответственности он не несет.

Используя этот функционал, каждый человек может в личном кабинете на еgov.kz проверить актуальность своих сведений об активах.

Третье. В целях подготовки к широкомасштабному разъяснению положений по всеобщему декларированию запущен единый Контакт-центр по налоговым и таможенным вопросам.

Контакт-центр КГД будет работать на платформе уже известного номера Единого республиканского контакт-центра Е-gov 1414. В первую очередь будут произведены настройки работы контакт-центра по вопросам всеобщего декларирования.

Четвертое. Касательно актуализации данных. В целом по республике от уполномоченных государственных органов получено 19,6 млн. сведений, из которых 26,1% содержат ошибки.

В течение 2018 года проведена большая работа по актуализации сведений государственных органов. В результате из 5,1 млн. недостоверных сведений исправлено порядка 99% ошибок. В остатке только те сведения, для исправления которых необходимо участие самого физического лица.

Пятое. Усовершенствованы механизмы применения налоговых вычетов на базе интеграции с системами уполномоченных государственных органов. Для качественного администрирования применения налоговых вычетов для многодетных семей, на медицинские услуги, на  обучение и по расходам на ипотеку жилья реализованы соответствующие интеграции.

Анализ проблем, выявленных в ходе пилота, показал, что они характерны для всех регионов Казахстана.

Для успешного внедрения всеобщего декларирования требуется дополнительное время для решения таких проблем.

В этой связи Министерством финансов прорабатывается вопрос по поэтапному внедрению всеобщего декларирования.

На первом этапе декларацию будут сдавать государственные служащие, их супруги и лица, приравненные к ним.

Остальные категории граждан будут охвачены декларированием на последующих этапах в течение 5 лет.

Конкретные сроки этапов называть сейчас преждевременно. По мере проработки со всеми заинтересованными сторонами будут внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. При этом важно отметить, что итоги каждого этапа будут анализироваться, выявляться проблемы и приниматься меры по совершенствованию методологии и информационных систем.