Дата публикации: 04.10.2016 18:34
Дата изменения: 04.10.2016 18:34

Президентом Республики Казахстан 26 июля 2016 года был подписан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам платежей и платежных систем».

В Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» и Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» внесены изменения в части внедрения мониторинга иностранного финансирования граждан и организаций Республики Казахстан и установления административной ответственности лиц и (или) структурных подразделений за неуведомление о получении денег от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Закон о внесении изменений опубликован в официальных изданиях 10 августа текущего года и вводятся в действие с 11октября 2016 года.

Внесены поправки в статьи 14, 20, 77, 557, 581и 627 Налогового кодекса, предусматривающие предоставление физическими и юридическими лицами, получающих финансирование из иностранных источников, отчетности в органы государственных доходов, а также составление налоговых регистров и ведение определенной базы данных.

В частности, в Налоговый Кодекс Республики    Казахстан   были внесены изменения и дополнения, а именно:
- статья 14 дополнена пунктами 1-1 и 1-2 согласно которым лица, оказывающие юридическую помощь на средства и деньги зарубежных граждан либо организаций, изучающие общественное мнение на средства и деньги зарубежных организаций или физические лица, занимающиеся сбором, анализом и распространением информации на средства иностранных юридических и физических лиц теперь будут обязаны предоставлять сведения в налоговые органы о полученных средствах и об их расходовании. А также информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые вышеуказанными лицами, за счет средств полученных из иностранных источников должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ (указание) об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Эти изменения не касаются тех, кто занимается подобной деятельностью в коммерческих целях и получает внешнеторговую выручку от предпринимательской деятельности, с предоставлением налоговой отчетности;

- пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом 25-1), в соответствии с которым будет вестись база данных, о лицах обязанных предоставлять отчетность о получении и расходовании средств, полученных из иностранных источников в порядке, установленном уполномоченным органом;

- в пункт 1 статьи 77 внесены редакторские правки уточняющего характера, а пункты 4 и 4-1 дополнены подпунктом 8) и подпунктом 5) соответственно, дающими право уполномоченному органу устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по получению средств из иностранных источников, а также по их расходованию;

- в статью 557 внесены дополнения, которые исключают из понятия «налоговая тайна» сведения, подлежащие к размещению в базе данных на Интернет-ресурсе уполномоченного органа;

- в статьи 581 и 627, внесены изменения и дополнения уточняющего характера, приводящие их в соответствие с новыми нормативно-правовыми актами

Эти изменения не относятся к налогоплательщикам - бизнесменам, предоставляющимналоговую отчетность.  Предоставлять отчетность в органы государственных доходовдолжны физические и юридические лица, если финансируются из-за рубежа лишь в трех случаях:

1)когда они оказывают юридические услуги;

2)проводят социологические  опросы общественного мнения;

3) занимаются сбором, анализом и распространением информации.

Лицам, которые буду сдавать такую отчетность, нет необходимости приходить, регистрироваться в органах государственных доходов, они должны отправить соответствующую информацию по электронной системе кабинета налогоплательщика либо сдать в письменной форме.

Согласно поправкам в закон, предусмотрено  принятие соответствующих подзаконных актов, которые будут регулировать сроки и порядок представления уведомлений и сведений.

Так, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения сделки, физическими и юридическими лицами в органы государственных доходов должно будет предоставляться уведомление, с обязательным заполнением данных о подлежащих получению денег и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. 

Кроме того, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, физические и юридические лица должны будут представлять в органы государственных доходов сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. 

Также, сведения о получении средств от иностранных источников и их расходовании будут размещаться на интернет-ресурсе Комитета государственных доходов.

Следует отметить, что информация и материалы, публикуемые за счет средств иностранных государств,международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении или размещении информации и материалов.

Реализуемые меры носят уведомительный характер и не ограничивают права налогоплательщиков, нацелены на создание прозрачной процедуры получения, расходования средств, а также исполнение международных обязательств.

В  Кодексе  Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года дополнены статьи  220 и 460-1следующим содержанием: так, не уведомление в сроки и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, органов государственных доходов о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также непредставление или несвоевременное представление сведений об их получении и расходовании влекут штрафы в следующих размерах:

- на физических лиц в размере 50 МРП;

-насубъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 100 МРП;

-насубъектов среднего предпринимательства - в размере 200 МРП;

-насубъектов крупного предпринимательства - в размере 350 МРП.

Представление недостоверных или заведомо ложных сведений, указанных в части первой настоящей статьи, влечет штраф:

- на физических лиц в размере 100 МРП;

-насубъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 200 МРП;

-насубъектов среднего предпринимательства - в размере 400 МРП;

- насубъектов крупного предпринимательства - в размере 700 МРП с приостановлением деятельности.

Действия (бездействие), предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взысканиявлекут штраф:

- на физических лиц в размере 150 МРП;

-насубъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 250 МРП;

-насубъектов среднего предпринимательства - в размере 450 МРП;

- насубъектов крупного предпринимательства - в размере 1000 МРП с запрещением деятельности.

Считаю, что данные нововведения очень актуальны и своевременны и послужат для  экономической безопасности страны.

Директор филиала РОО "Ветераны

органов налоговой службы" по Павлодарской области,

ветеран налоговой службы Карибаева Г.Д.