Дата публикации: 07.10.2019 10:32
Дата изменения: 07.10.2019 10:36

Дата проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:

26 сентября 2019 года

В целях реализации пункта 8 Типовых Правил проведения  внутреннего анализа коррупционных рисков органов государственных доходов, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы  и противодействию коррупции от  19 октября 2016 года № 12, Отделом служебных расследований Управления человеческих ресурсов Департамента государственных доходов по Павлодарской области (далее - Департамент) совместно с Рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – Рабочая группа), созданной приказом и.о. руководителя Департамента Айнабекова Б.К. от 26 июня 2019 года № 167, проведен внутренний анализ коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность структурных подразделений Департамента.

Коррупциогенные риски, создающие возможность для совершения коррупционных действий и (или) принятия решений при применении статей 71, 114 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI, Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 247 «О некоторых вопросах специальной экономической зоны и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»:

1. В нормах Кодекса нередко встречается коррупционный фактор, выражающий  полномочие  налогового органа в терминах «может», «может быть», «могут», «могут быть».

Коррупционность данного фактора  выражается в том, что дает возможность  налоговому органу  по своему усмотрению принимать или не принимать решение, что, возможно, будет способствовать к действию  коррупционного характера.

Например, в соответствии статьи 70 Кодекса, налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента), где основанием является:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктами 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 Кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 Кодекса.

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке статьи 71 Кодекса, где предусмотрено, что совершение следующих действий должностных лиц налоговых органов по их требованию или требованию налогоплательщика может осуществляться с участием понятых:

1) вручение должностным лицом налоговых органов уведомления по исполнению налогового обязательства, распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе, решения об ограничении в распоряжении имуществом, акта описи имущества, извещения о проведении налоговой проверки, предписания, акта налоговой проверки и иных документов налоговых органов, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика;

3) обследование имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводимое на основании предписания;

4) проведение на основании предписания инвентаризации имущества (кроме жилых помещений) налогоплательщика (налогового агента), в том числе с применением специальных средств (фото-, аудио-, видеоаппаратуры), в порядке, определенном настоящим Кодексом;

5) налоговое обследование.

Следовательно, использование в статье 71 Кодекса термина «может» дает возможность должностным лицам органов государственных доходов по усмотрению привлекать или не привлекать понятых при проведении  налогового обследования, проведение налоговых обследований без привлечения понятых дает возможность проводить фиктивные налоговые  обследования.

2. На уровень коррупциогенных рисков также влияют сроки принятия решений, в частности, в налоговом законодательстве сроки принятия решений носят не точный, а определенный характер «в течение», «не позднее».

Например, в соответствии статьи 114 Кодекса, уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства и полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей.

Уведомления направляются налогоплательщику в следующие сроки:

- о сумме налогов, исчисленных налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Кодекса - не позднее 10 рабочих дней со дня исчисления;

- о результатах проверки - не позднее 5 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки;

- о начисленных суммах налогов, платежей в бюджет и социальных платежей за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки - не позднее 5 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта ликвидационной налоговой проверки;

- о начисленной сумме платы за эмиссии в окружающую среду на основании сведений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 3 статьи 573 Кодекса;

- о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан - со дня выявления нарушения, срок направления уведомления по которым производится не позднее 10 рабочих дней с установленного Кодексом срока ее представления.

- о непредставлении деклараций физических лиц в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - не позднее 15 октября года представления декларации;

- о погашении налоговой задолженности - не позднее 5 рабочих дней со дня образования налоговой задолженности или перехода налогоплательщика из категории низкого уровня риска в категорию среднего или высокого уровня риска;

- о налоговой задолженности физических лиц - не позднее 20 рабочих дней со дня образования налоговой задолженности;

- об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов - не позднее 20 рабочих дней до обращения взыскания;

- об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля - не позднее 10 рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности;

- об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика на уведомление о результатах проверки - не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе;

- об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан - не позднее 5 рабочих дней со дня их выявления;

- о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика - не позднее 3 рабочих дней со дня составления должностными лицами налоговых органов акта налогового обследования;

- уведомление о результатах горизонтального мониторинга - не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения такого решения.

3. В пунктах 3, 4 статьи 283 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года № 123-VI (далее - Кодекс) определено, что «Таможенные операции в отношении товаров, размещаемых на территории СЭЗ, совершаются в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Ввоз товаров на территорию СЭЗ, за исключением портовой СЭЗ и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органаВвоз товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа. Порядок подачи указанного уведомления о ввозе товаров на территорию СЭЗ и выдачи указанных разрешений на вывоз товаров с территории СЭЗ и на ввоз в портовую СЭЗ или логистическую СЭЗ, а также формы таких уведомления и разрешений утверждаются уполномоченным органом».

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 247, в обязанность участника СЭЗ входит уведомление органов государственных доходов (далее – ОГД) при ввозе товаров на территорию СЭЗ посредством подачи уведомления о ввозе товаров на территорию СЭЗ или при вывозе с территории СЭЗ получения разрешения на вывоз товаров с территории СЭЗ на основании заявления в электронном виде через информационные системы с приложением отсканированных документов, а в случае отсутствия информационных систем, в бумажном виде.

В настоящее время в связи с отсутствием информационных систем для подачи уведомления о ввозе на территорию СЭЗ или получения разрешения на вывоз с территории СЭЗ, данные разрешительные действия осуществляются в бумажном виде.

Таким образом, осуществляется непосредственный контакт участника СЭЗ с должностным лицом ОГД, где возможен риск на коррупционное проявление при принятии должностным лицом решения о ввозе товаров на территорию СЭЗ или вывоза с этой территории товаров участником СЭЗ.

Предложение на предмет выявленных коррупционных рисков, дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений:

1. Во избежание неправильного толкования норм налогового законодательства и минимизации коррупционных рисков, требуются внести соответствующие поправки в статьи 71, 114 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» путем исключения терминов «может», «не позднее», внесения поправки в статью 71 этого же Кодекса об обязательности привлечения понятых при проведении налоговых обследований;

2. внести соответствующее дополнение в статью 283 Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года № 123- VI  о  предоставлении участникам СЭЗ права на подачу заявлений (в электронном виде) о ввозе товаров на территорию СЭЗ либо о вывозе товаров с территории СЭЗ посредством информационных систем ОГД либо сайта «Электронного правительства для граждан» и последующего электронного ответа участнику СЭЗ должностными лицами ОГД в тех же информационных системах.

Рабочая группа ДГД по Павлодарской области