
Инициированные Главой государства Пять институциональных реформ направлены на улучшение качества жизни населения страны, на достижение Казахстаном высоких социальных стандартов. Основная задача реформ - сделать нашу страну еще более сильной и сплоченной, несмотря на время глобальных катаклизмов, и уверенно войти в 30 мировых дилеров путем реализации Плана нации «100 конкретных шагов».
И здесь следует отметить, что системе органов государственных доходов страны в данном основополагающем контексте отводится ряд конкретных направлений, которые сегодня уже находятся в действии. Так, в рамках реформ в системе государственной службы в конце прошлого года была проведена оптимизация налоговых и таможенных органов с присоединением функций борьбы с теневой экономикой. Создание единого органа позволило обеспечить оптимизацию бизнес-процессов, администрирование посредством, усиления контроля за товарам и от момента ввоза до реализации конечному потребителю, а такие увеличение поступлений, в бюджет за счет изыскания дополнительных резервов, в тесном взаимодействии с местными исполнительными органами. Проведенная оптимизация позволила обеспечить не только улучшение администрирования таможенных и налоговых направлений работы, но и сократить расходы на содержание штата.
В настоящее время создается единая информационная база по участникам внешнеэкономической деятельности и налогоплательщикам (клиентам), продолжается работа по улучшению качества оказания налоговых услуг, а также по снижению теневой экономики.
В новом Плане нации первостепенное значение придается формированию профессионального государственного аппарата. Предусматривается компетентностный подход при карьерном продвижении, внедрение трехступенчатой системы отбора кадров, обязательный испытательный срок по формуле 3+3. То есть будет введен рубежный контроль соответствия через три месяца и через шесть месяцев для впервые поступивших на государственную службу.
Так, с ноября 2014 года по 1 октября 2015 года в органах государственных доходов Павлодарской области применительно карьерного роста на вышестоящие должности назначены более 30 человек.
В целях реализации механизма кадрового роста Комитетом государственных доходов Министерства финансов утверждено правило пяти «П», которое распространяется как на административных служащих корпуса
«Б», так и на сотрудников службы экономических расследований. Правило пяти «П» состоит из пяти основополагающих принципов кадрового роста должностных лиц органов государственных доходов: последовательность, преемственность, показатели, поручительство, переподготовка. Тем самым обеспечивается исполнение программного продукта в части формирования высококвалифицированного штата работников государственного аппарата и его функционирования с оптимальным содержанием.
Данное направление подтверждается результатами работы департамента государственных доходов по Павлодарской области по итогам девяти месяцев текущего года.
Выполняя одно из основных направлений государственных органов по обеспечению исполнения поступлений в бюджет, коллектив работников органов государственных доходов области по состоянию на 1 октября 2015 года обеспечил исполнение плана в государственный бюджет на 101%. При плане 112 млрд.700 млн.тенге перевыполнение составило борее 1 млрд тенге. Также в Плане нации предусматривается дальнейшее совершенствование налогового и таможенного администрирования. Следует отметить, что в целях снижение административной нагрузки на бизнес на постоянной основе в целом по стране проводится работа по сокращению количества предоставляемых форм отчетности, сроков и порядка уплаты налогов и платежей, времени и качества оказания государственных услуг и отработка других направлений.
Проводимая работа предполагает новые условия ведения бизнеса, облегчение и снижение административных барьеров. Так, например, в целях совершенствования таможенного администрирования с 1 января текущего года сокращено количество документов при осуществлении внешнеторговых операций: при экспорте вместо 10 - теперь три документа, при импорте-четыре вместо 12. В настоящее время реализован электронный сервис по таможенным тарифам, проводится реформирование системы управления таможенными рисками с переходом от оценки риска товара на оценку риска участника внешнеэкономической деятельности, что позволяет значительно сократить время таможенного оформления грузов и, соответственно, издержки для бизнеса.
В результате таможенного администрирования таможенной стоимости ввозимых в зону деятельности департамента товаров с начата года дополнительно взыскано в бюджет таможенных платежей и налогов в сумме 265,9 млн тенге.
Немаловажное значение в налоговом и таможенном администрировании имеет работа службы экономических расследований, основными направлениями деятельности которой являются противодействие лжепредпринимательству, незаконному обороту алкогольной продукции, фальшивомонетчеству и другие направления борьбы с теневой экономикой.
По итогам девяти месяцев текущего года сотрудниками департамента в сфере противодействия лжепредпринимательству был выявлен 31 эпизод, по трем приняты меры процессуального характера, остальные находятся в производстве.
Возбуждено 116 уголовных дел по фальшивомонетчеству. В том числе по 18 уголовным делам, возбужденным по факту сбыта фальшивых купюр, окончено производство и дела направлены в суд. По 18 уголовным делам два физических лица приговорами суда признаны виновными и осуждены на различные сроки.
Отработка «мигрирующих» налогоплательщиков позволилa признать в судебном порядке незаконной регистрацию и перерегистрацию 27 предприятий. В настоящее время проводится исковая работа по признанию регистрации недействительной еще по семи предприятиям. По вопросу противодействия незаконному игорному бизнесу выявлено 27 фактов организации онлайн-казино, по трем фактам материалы направлены в суд.
В сфере незаконного оборота алкогольной продукции выявлено 47 фактов, изъято свыше 41 тыс. единиц алкогольной продукции с поддельными учетно-контрольными марками. Материалы направлены в суд.
Кроме того, с целью снижения административной нагрузки на бизнес проводится активная работа по разъяснению законодательства, связанного с налогообложением, и таможенным вопросам. С текущего года применяются новые формы доведения информации до населения посредством социальных сетей (twitter, facebook, vk).
Расширяется электронный формат государственных услуг, оказываемых органами госдоходов. Так, из 52 видов данных услуг 33 (63%) оказываются в электронном формате. За девять месяцев 2015 года оказано порядка 475 тыс. государственных услуг, из которых количество электронных обращений через порталы электронного правительства и ведомственный составило более 385 тыс., или 81,1%.
Таким образом, органы государственных доходов области нацелены на снижение административных барьеров, улучшение качества администрирования и улучшение условий оказания услуг и помощи честному предпринимательству. Мы и в дальнейшем будем работать в тесном контакте с бизнес-сообществом, уполномоченными органами и органами исполнительной власти, ориентируя свою деятельность на практическую реализацию задач, поставленных Главой государства в программных документах.