Дата публикации: 05.07.2023 16:19
Дата изменения: 05.07.2023 16:22

Вводная часть:

В целях реализации мероприятий, установленных статьями 7, 8 Закона  Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года №410-V, руководствуясь «Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 16 января 2023 года №21 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 января 2023 года №31713), приказом руководителя Департамента государственных доходов по Павлодарской области (далее - Департамент) от 24 апреля 2023 года №85, на основании анализа недопущения коррупционных проявлений при проведении камерального контроля в связи с прекращением предпринимательской деятельности; по ограничению прав пользователей ИС ИНИС по отзыву в ручном режиме распоряжений о приостановлении расходных операций и инкассовых распоряжений с банковских счетов налогоплательщика, по несвоевременному применению способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности в отношении юридического лица в случае непогашения структурным подразделением налоговой задолженности, аналогично по несвоевременному принятию способов и мер принудительного взыскания в отношении структурного подразделения при наличии непогашенной налоговой задолженности у юридического лица, создавшего его; по взаимодействию с налогоплательщиками, отнесенными в соответствии с системой управления рисками к категории низкого уровня риска, имеющими задолженность; по несвоевременному направлению или не направлению в уполномоченные органы решений об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика в счет налоговой задолженности, а также снятие обременений при погашении налоговой задолженности; по реализации электронного взаимодействия с Комитетом Казначейства Республики Казахстан; по несвоевременному составлению акта описи имущества налогоплательщика; по недопущению преднамеренного инициирования процедуры банкротства по сомнительным налогоплательщикам, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее - Рабочая группа) в составе: Рахимберды Р.К., Сейтбатталовой Р.Е., Сембаевой Г.Т. Марьиной А.В. проведен внутренний анализ коррупционных рисков за период с 1 июля 2022 года по 10 апреля 2023 года.

Наименование объектов внутреннего анализа: Управление камерального мониторинга, Управление по работе с задолженностью.

 

Описательная часть:

1. По фактам наличия коррупционного риска в организационно-управленческой деятельности Управления камерального мониторинга при проведении камерального контроля в связи с прекращением предпринимательской деятельности.

Описание коррупционного риска: Все действия по проведению камерального контроля, в связи с прекращением предпринимательской деятельности налогоплательщика, в том числе принятие решения о его ликвидации осуществляется только специалистом, на исполнение которого было направлено заявление о прекращении деятельности, что дает специалисту право принятия решения по своему усмотрению, следовательно, имеется коррупционный риск.

Режим формирования заключений камерального контроля, в связи с ликвидацией налогоплательщиков реализован в ИС ИНИС РК. Так, специалист, которому передано на исполнение заявление о прекращении деятельности формирует заключение в ИС ИНИС РК. При этом, техническими возможностями программы не предусмотрено согласование, подписание либо утверждение составленного заключения камерального контроля, в связи с ликвидацией налогоплательщика руководителем отдела и курирующим заместителем руководителя УГД.

Рекомендация по его устранению: В целях исключения коррупционного риска, в части неправомерной ликвидации налогоплательщиков по результатам камерального контроля, необходимо реализовать в ИС ИНИС РК функцию согласования и утверждения руководством заключения камерального контроля, в связи с ликвидацией налогоплательщиков.

 

2. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью по ограничению прав пользователей ИС ИНИС по отзыву в ручном режиме распоряжений о приостановлении расходных операций и инкассовых распоряжений с банковских счетов налогоплательщика.

Описание коррупционного риска: В случае погашения налогоплательщиком сумм налоговой задолженности распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам (далее - РПРО) и инкассовые распоряжения (далее - ИР) отзываются в автоматическом режиме.

Вместе с тем, имеется возможность отзыва РПРО в ручном режиме, без фактического погашения задолженности.

Рекомендация по его устранению: В целях исключения коррупционных рисков предлагаем исключить возможность отзыва РПРО в ручном режиме, за исключением ручного отзыва по решению суда, признания банкротом, реабилитации, в случаях возникновения технической ошибки или сбоя системы. Внедрение данного предложения позволит минимизировать коррупционные риски, путем исключения человеческого фактора.

 

2.1. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью по несвоевременным применениям способов обеспечения, не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности.

Описание коррупционного риска: В соответствии с пунктом 3 статьи 116 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс), в случае непогашения структурным подразделением юридического лица налоговой задолженности в течение тридцати рабочих дней после вручения ему уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2), 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, к налогоплательщику (налоговому агенту) – юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение.

В случае непогашения налоговой задолженности структурным подразделением юридического лица после применения к нему способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства в порядке, определенном частью первой настоящего пункта, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, одновременно ко всем структурным подразделениям такого юридического лица.

В случае непогашения юридическим лицом налоговой задолженности в течение тридцати рабочих дней после вручения ему уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2), 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, к налогоплательщикам – структурным подразделениям юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 121 Налогового кодекса, в случае непогашения структурным подразделением юридического лица налоговой задолженности в течение сорока рабочих дней после вручения ему уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности путем применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику – юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение.

В случае непогашения налоговой задолженности структурного подразделения юридического лица, после применения к нему мер принудительного взыскания в порядке, определенном частью первой настоящего пункта, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет меру принудительного взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах, одновременно ко всем структурным подразделениям такого юридического лица.

В случае непогашения юридическим лицом налоговой задолженности в течение сорока рабочих дней после вручения ему уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности путем применения мер принудительного взыскания к налогоплательщикам – структурным подразделениям юридического лица.

Вместе с тем, в системе ИС ИНИС не предусмотрено применение способов и мер принудительного взыскания в отношении головного юридического лица должника и структурных подразделений в соответствии с указанными нормами в автоматическом режиме. В связи с чем, формирование РПРО, ИР, решений об ограничении и тд. осуществляется налоговыми органами вручную на бумажных носителях.

Рекомендация по его устранению: Автоматизировать организацию данных процессов в ИС ИНИС (предусмотреть формирование в Журналах по контролю ИС ИНИС).

 

2.2. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью при взаимодействии с налогоплательщиками, отнесенными в соответствии с системой управления рисками к категории низкого уровня риска, при этом имеющих задолженность.

Описание коррупционного риска: В соответствии с Законами Республики Казахстан способы обеспечения и меры принудительного взыскания задолженности применяются органами государственных доходов в отношении налогоплательщиков, отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории высокого или среднего уровня риска. При этом способы и меры принудительного взыскания формируются в ИС ИНИС в автоматическом режиме.

В отношении налогоплательщиков с низкой степенью риска меры принудительного взыскания не применяются, что создает определенные проблемы по своевременному обеспечению погашения должниками имеющейся задолженности. Вместе с  тем, согласно пункту 11 главы 4 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее – Приказ) установлено, что по налогоплательщикам, по которым определена низкая степень риска, в случае непогашения налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более тридцати календарных дней, степень риска подлежит актуализации не реже одного раза в месяц.

На практике, налогоплательщики с низкой степенью риска не погашают задолженность на протяжении длительного времени. При этом в целях обеспечения снижения недоимки отработка осуществляется путем обзвона по телефону, выезда по адресу налогоплательщика, что не всегда является результативным.

Кроме того, при подобном непосредственном взаимодействии органов государственных доходов с налогоплательщиком не исключена вероятность возникновения коррупционных рисков.

Рекомендация по его устранению: В целях предупреждения образования коррупционных рисков при осуществлении работы по взысканию задолженности, необходимо исключить категорирование по степени риска в отношении налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам и социальным платежам. Либо предусмотреть в ИС ИНИС автоматическое изменение степени риска с низкой на среднюю или высокую степень по налогоплательщикам, в случае непогашения налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более тридцати календарных дней.

 

2.3. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью по несвоевременному направлению или не направлению в уполномоченные органы решений об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика в счет налоговой задолженности, а также снятие обременений при погашении налоговой задолженности.

Описание коррупционного риска: В соответствии с пунктом 6 статьи 120 Налогового кодекса не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения об ограничении в распоряжении имуществом, налоговый орган направляет копию такого решения в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации, либо имущества, подлежащего государственной регистрации.

В ИС ИНИС предусмотрено автоматизированное направление через внешние системы решений об ограничении в распоряжении имуществом в НАО «Правительство для граждан».

В остальные уполномоченные государственные органы (Управление административной полиции Департамента внутренних дел, Управление сельского хозяйства, Инспекция транспортного контроля, Департамент Комитета промышленной безопасности) направление решений осуществляется на бумажных носителях нарочно или по почте.

Рекомендация по его устранению: Внести предложение о реализации взаимодействия информационных систем органов государственных доходов и уполномоченных органов в части автоматизированного направления решений об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика для регистрации обременения прав имущество налогоплательщика, а также снятие обременений при погашении задолженности.

 

2.4. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью по несвоеременному направлению РПРО по банковским счетам, ИР на банковские счета государственных учреждений, бюджетных организаций в территориальные подразделения органов Казначейства, а также риск несвоевременного формирования распоряжений на вновь открытые банковские счета в БВУ.

Описание коррупционного риска: РПРО по банковским счетам, ИР в территориальные подразделения органов Казначейства направляются на бумажном носителе (нарочно, по почте).

Рекомендация по его устранению: Внести предложение о реализации электронного взаимодействия с органами Казначейства по направлению распоряжений по электронному каналу, а также автоматического формирования в ИС ИНИС распоряжений на вновь открытые банковские счета в БВУ.

 

2.5. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью по несвоевременному составлению акта описи имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности.

         Описание коррупционного риска: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса налоговым органом на основании решения производится ограничение в распоряжении имуществом в случае непогашения налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории высокого и среднего уровня риска.

Согласно пункту 7 статьи 120 Налогового кодекса по истечении десяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения, об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), налоговым органом производится опись ограниченного в распоряжении имущества в присутствии налогоплательщика (налогового агента) путем составления акта описи имущества по форме, установленной уполномоченным органом.

         На практике в виду большого количества налогоплательщиков, по которым ежедневно формируются решения об ограничении в распоряжении имуществом, возникают риски несвоевременного составления специалистами налоговых органов актов описи имущества. При этом, не исключен риск возникновения коррупционных рисков.

Рекомендация по его устранению: В целях обеспечения полноты и своевременности поступления сумм налоговой задолженности в бюджет, а также снижения коррупционных рисков по своевременному составлению налоговыми органами актов описи имущества, внести изменения в статью 120 Налогового кодекса, а именно предусмотреть обязанность налогоплательщика по предоставлению в налоговый орган, вынесший решение об ограничении, данных об имуществе, состоящем на балансе налогоплательщика (бухгалтерский баланс).

 

2.6. По фактам наличия коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления по работе с задолженностью при применении налоговыми органами мер по признанию должника банкротом.

Описание коррупционного риска: В соответствии со статьей 126 Налогового кодекса в случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы задолженности в бюджет после принятия всех мер, предусмотренных статьей 121 настоящего кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

Однако, возникает риск использования процедуры банкротства в целях уклонения от уплаты налогов и освобождения от обязательств путем умышленного создания неплатежеспособности сомнительных должников. В связи с чем, необходимо своевременно актуализировать данные в ИС ИНИС по сомнительным, «высокорисковым» налогоплательщикам (по которым произведена блокировка ЭСФ, имеются неисполненные уведомления камерального контроля, проводится отработка по признанию ЧРПН, ЧППН, сделок недействительными, наличие ВУД по ст.216 УК РК и т.д). Также внести изменения в статью 126 Налогового кодекса в части недопущения до процедуры банкротства «высокорисковых» налогоплательщиков.

Рекомендация по его устранению: В целях недопущения преднамеренного инициирования процедуры банкротства по сомнительным налогоплательщикам присвоить «высокорисковый» статус. Также предлагаем внести изменения в статью 126 Налогового кодекса в части недопущения до процедуры банкротства «высокорисковых» налогоплательщиков.