Дата публикации: 29.04.2016 15:40
Дата изменения: 29.04.2016 15:40

     Департаментом государственных доходов по Павлодарской области  на постоянной  основе проводится работа по вопросу борьбы с лжепредпринимательством. Принимаются действенные меры по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с созданием лжепредприятий,  фирм  «однодневок» и незаконным обналичиванием  денежных  средств. Результатом  работы в данном направлении  является  выведение из «тени» незаконных доходов, пополнение бюджета страны  и  возврат денежных  средств в легальный оборот.

Следует отметить, что наша страна гарантирует свободу частного предпринимательства, то есть разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, обеспечивается его защита и поддержка, равенство всех субъектов предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности, гарантируется неприкосновенность и защита частной собственности субъектов частного предпринимательства.

Но, к сожалению, имеются  и такие  субъекты  предпринимательства, которые пользуясь поддержкой со стороны государства, используя всевозможные упрощенные порядки государственной регистрации и исполнения налоговых обязательств, всячески уклоняются от их исполнения, при этом вовлекая к этому, в некоторых случаях, и добросовестных налогоплательщиков, которые в процессе  ведения бизнеса становится их деловыми партнерами  - контрагентами.

Согласно статье 215  Уголовного кодекса Республики Казахстан лжепредпринимательство - это создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий, а равно руководство им, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Кроме того, если по уголовному делу будет установлено, что лицо, создавшее лжепредприятие, реализовывало от его имени товары, не учтенные по правилам бухгалтерского и налогового учета, а приобретенные у неизвестных лиц без оформления надлежащих документов, его действия подлежат квалификации как лжепредпринимательство.

При наличии признаков лжепредпринимательства органы государственных доходов направляют такие материалы в правоохранительные органы. Факт лжепредпринимательства доказывается в уголовном процессе.

В свою очередь органы государственных доходов, на основании вступившего в законную силу приговора суда, которым лицо признано виновным в лжепредпринимательстве, в отношении  контрагентов лжепредприятий правомерно принимает меры по исключению у них сумм НДС, ранее отнесенных в зачет, а также расходов из вычетов по корпоративному подоходному налогу по сделкам, совершенным со лжепредприятиями. В данном случае, счета-фактуры лжепредприятия после соответствующего решения суда считаются фиктивными, а обязательства данного налогоплательщика перед бюджетом неисполненными. И как следствие данное  лжепредприятие тянет  за собой  к ответственности всех своих контрагентов.

Кроме того,  органами госдоходов  проводится камеральный контроль,  который является действенной  мерой  выявления нарушений налогового законодательства и самостоятельного устранения налогоплательщиками  выявленных  нарушений, посредством добровольного  исполнения уведомления об устранении нарушений. Исполнение такого уведомления осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения. Если налогоплательщик не исполнил в установленный срок уведомление об устранении нарушений, то органы государственных доходов  имеют право по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления приостановить расходные операции по банковским счетам.

При не устранении самостоятельно нарушений по взаиморасчетам налогоплательщиков, признанных судами Республики Казахстан лжепредприятиями, органы государственных доходов  имеют право провести документальные проверки, в том числе внеочередные проверки за проверенный период, на основании решения Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан о проведении внеочередной налоговой проверки. Кроме того, на контрагента лжепредприятия при проведении налоговой проверки налагается административный штраф, а так же  может возникнуть ответственность вплоть до уголовной.

Имеют место случаи, когда при анализе дополнительно представленных форм налоговой отчетности (ФНО) устанавливаются факты, когда налогоплательщик, исключив взаиморасчеты со лжепредприятием,  представляет дополнительные ФНО, где были отнесены на вычеты расходы и принят в зачет НДС от другого налогоплательщика. Тем самым налогоплательщиком не устранены нарушения налогового законодательства, а лишь произведена замена счетов-фактур по взаиморасчетам со лжепредприятием. В таких случаях органами государственных доходов  назначается проверка, в ходе которой производится изъятие оригиналов документов,  проводится работа по проведению необходимых экспертиз и принятия процессуального решения.

На сегодняшний день, действующее законодательство позволяет органам государственных доходов  предъявлять требования к контрагентам юридических лиц, признанных приговором или постановлением суда лжепредприятием,  либо которые ликвидированы по признанию их регистрации недействительной.

В  целях недопущения совершения финансово-хозяйственных сделок   с «сомнительными» партнерами, рекомендуем просмотреть списки   лжепредприятий, которые  размещены  на сайте Налогового комитета Министерства финансов - www. kgd.gov.kz. 

Кратко  проинформируем о  результатах работы  Департамента государственных доходов области  за 1 квартал 2016 года.  Так, только за 3 месяца этого  года, по линии лжепредпринимательства зарегистрировано в едином реестре досудебного расследования 45 уголовных дел, всего находилось в производстве 83 дела данной категории.

Службой экономических расследований Департамента (СЭР) в результате оперативно розыскных мероприятий проведено 3 задержания с поличным (при обналичивании денежных средств и выписке фиктивных счет-фактур) на общую сумму свыше 330 млн. тенге.  По всем вышеуказанным делам проводится комплекс следственно-оперативных мероприятий (назначены и проводятся налоговые проверки, определяется круг причастных лиц) в целях окончания уголовных дел с направлением в суд.

За текущий период 2016 года с СЭР Комитета государственных доходов МФ РК направлены 15 предпритий  отнесенные к категории рисковых, по которым проведены все необходимые проверочные мероприятия и в отношении 10 предприятий приняты процессуальные решения по фактам лжепредпринимательства. 4 предприятия, информация направлено в ГКД для снятия с категории рисковых. 1 предприятие  направлено в другую область  для проведения оперативно розыскных мероприятий  по территориальности.

Наложен арест на денежные средства в сумме 253,5 млн. тенге, взыскано по приговорам прошлых лет 325 691 340 тенге,  по результатам сторнирования по контрагентам лжепредприятий по республиканской базе, на особый контроль поставлена работа по фактам замены счет-фактур, таких фактов 2 на сумму свыше 100 млн. тенге, по которым принимаются все меры к возмещению в бюджет.

Распространенной является схема, согласно которой учредители предприятия, стремящиеся уклониться от исполнения обязательств перед бюджетом или кредиторами, в случае отказа в признании банкротами в одном регионе осуществляют перерегистрацию в другом регионе.  Только за текущий период 2016 года  направлено 20 исков в суд о признании недействительными сделок и государственной регистрации  юридических лиц,  по результатам которых  судами признана не действительной регистрация  по 10 юридическим лицам.

Учитывая, что лжепредпринимательство  представляет существенную угрозу экономической безопасности страны и наносит значительный ущерб государству и гражданам, Департамент государственных доходов призывает всех налогоплательщиков  своевременно исполнять налоговые обязательства, не допускать назначения внеплановых проверок и судебных тяжб.

В заключении отмечаем, что  данный вопрос  органами государственных доходов  области и в последующем  будет находиться на постоянном контроле.